МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
623428 Свердловская область
г. Каменск-Уральский, ул.Челябинская, 19
тел./факс 8(3439)300-196
школа №17
с углубленным изучением отдельных предметов
  
Психологическая служба

 

График работы Педагога –психолога Картавцевой Татьяны Юрьевны

Дни недели

Время

Понедельник

8.00-14.00

Вторник

8.00-14.00

16.00-17.30

Среда

8.00-14.00

Четверг

Методический день

Пятница

8.00-14.00

Суббота

8.00-11.00

 

Адаптация первоклассника

Как помочь ребенку легче и быстрее адаптироваться к школьной жизни? Об этом они могут рассказать сами: Советы от детей или может рассказать педагог или психолог. Консультация предназначена для родителей. Может быть использована как учителем, так и психологом.

Консультация для родителей первоклассников: «Адаптация детей к школьной жизни».

Цель: расширение представлений родителей о новой социальной роли их детей, об особенностях организации жизнедеятельности первоклассников.

 Ход выступления.

—  1 сентября во всех школах прозвенел 1-й звонок и  тысячи девочек и мальчиков, вчерашние дошкольники переступили порог школы. Шаг это не простой как для ребенка, так и для родителей. Дети и родители должны привыкнуть к новым условиям школы, режиму, т.е. адаптироваться.

Как облегчить этот процесс для наших детей?

Ребенок стал учеником официально, но многим еще сложно принять на себя эту роль. Сложно заставить себя сидеть на уроках и слушать учителя. Учеба приобретет значимость позже, а пока ребенку хочется играть не потому, что он ленится или вредничает, а потому, что он психологически еще дошкольник, и основная движущая сила его развития – игра. Особенно это касается детей, которым нет еще 7 лет.

Но постепенно авторитет учителя станет для ребенка неприкосновенным. Поэтому не обижайтесь, если через месяц, другой ребенок будет отстаивать мнение учителя, а не ваше: для него учитель не может быть не прав.

Но это при условии, что вы будете при ребенке отзываться об учителе и школе только положительно, в период адаптации больше рассказывайте детям о годах своей учебы, показывайте фотографии.

Как помочь первокласснику

Поддерживайте ребенка. Сейчас у каждого ребенка будут свои трудности: у одного в отношениях с одноклассниками,  у другого в письме, у третьего в чтении. От того как вы отреагируете на эти промахи будет зависеть его самооценка в школьной жизни и общий интерес к учебе. Поэтому сейчас в период адаптации – самый сложный и важный этап школьной жизни – ребенку необходима ваша помощь и понимание.

Возможно,  некоторые из вас уже заметили, что ребенок становится упрямым, тянет время, откладывает задания на крайний срок. Это может быть связано с проявлением кризиса 7 лет или с плохой адаптацией. Сгладить эти проявления можно, существует несколько секретов.

  1. Личное время для ребенка. Уделяйте ребенку больше времени. Сейчас им особенно необходимы ваша забота и внимание, поэтому выделите время только для ребенка – это может быть 30-40 минут, но посвященных только ему, а не урокам. Играйте с ним в игры, читайте книги, гуляйте, посещайте выставки. Начните собирать коллекцию чего-нибудь, посетите на выходных музей, цирк, аттракционы, чтобы ваша связь с ребенком не слабела. Через несколько лет, когда вам захочется пообщаться с ребенком, он может отказаться. Ему важнее будут его друзья, поэтому не упустите время! Как гласит народная мудрость: «Недолюбленные дети становятся впоследствии трудными детьми». Помните это.

  2. Режим. Сейчас очень важно правильно организовать новый распорядок дня для ребенка. Он не должен координально меняться. Психологи не рекомендуют одновременно с началом обучения  в первом классе отдавать ребенка на какую-либо секцию. Большие нагрузки не оправданы и ребенку придется адаптироваться еще в одном месте. Поэтому, если Вы настроены отдать ребенка в музыкальную школу, на футбол или еще куда-то, лучше подождать хотя бы пол года, а лучше целый год.

  3. Сон. Школа отнимает много сил у ребенка, поэтому в период адаптации рекомендуется давать ребенку витамины, больше гулять на свежем воздухе. Если ребенок к вечеру обессилен, может иметь смысл продолжить дневной сон.  Общая продолжительность сна должна быть приблизительно 10-11 часов.

  4. Рабочее место. После школы ребенок должен не меньше 1 часа отдохнуть, а только после этого приступать к урокам. Уроки делать в одном и том же месте, убирая все лишние предметы, отвлекающие ребенка. Необходимо правильно организовать освещение, проветривание, высоту стула и множество других мелочей, от которых зависит здоровье детей. Ведь по статистике, лишь небольшой процент детей выходит из школы здоровыми. На 50% это зависит от организации работы дома.

  5. Минуты отдыха. Выполняя уроки, нужно делать перерыв, каждые 15-20 минут. Это связано с возрастными особенностями детей — больше ребенок не сможет сосредоточить свое внимание. Этот перерыв может быть активный: поиграйте с ребенком в пальчиковую игру, поговорите, сходите в магазин.  Рекомендуют также в этот перерыв дать ребенку выпить сока, съесть фрукт или конфету. Это переключит внимание ребенка, даст ему отдохнуть. Уважаемые учителя, не забывайте и Вы делать такие перерывы каждые 20 минут. А иначе ребенок может назначить перерыв себе сам, достав бутерброд или воду прямо на уроке.

  6. Привычки. Еще важно сейчас научить ребенка быть самостоятельным в выполнении школьных обязанностей. Покажите, как правильно собирать портфель, где место каждой школьной принадлежности. Расскажите в какой день какие уроки, и что нужно брать с собой. Как нужно вешать форму и где. Покажите 1 раз, напомните при необходимости или если ребенок попросит и  дайте самостоятельность ребенку в этих мелочах. Контролируйте так, чтобы ребенок не видел. Если что-то не так или ребенок забыл, не говорите прямо, а намекните. Когда ребенок освоит это, он почувствует школьную ответственность, станет организованнее и дисциплинированнее.

Есть притча, по которой на жизненном пути каждого человека встречается распутье, сейчас Вы и ваши дети у такого распутья, и, надеюсь, что эти рекомендации помогут Вам выбрать правильную дорогу в сложной школьной жизни.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения.

Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Активно слушайте ребенка.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Учение - это нелегкий труд.

5. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться - это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

7. Безусловно, принимайте ребёнка - любите его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

8. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка: не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей. Все проблемы можно решить наедине.

9. Обнимайте ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Когда вы обнимаете ребенка, он чувствует себя защищенным и любимым.

10. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 

 

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ре-бенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

ЧТО ТАКОЕ "ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"?

   В понятии "готовность к обучению е школе" выделяют несколько  взаимосвязанных компонентов:      
 

Физическая готовность к школе.
Физическое созревание организма (хорошая осанка, зрение, развитие мелких групп - мышц развитие кистей рук, координация движений в соответствии с возрастной нормой).
Устойчивость к нагрузкам.
Гибкость в адаптации к новому режиму.
Совет: организуйте распорядок дня (стабильный режим, полноценный сон, прогулки на воздухе).

Умственная готовность детей к школе.
Определяется познаниями ребенка об окружающем мире. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности:
-принимать учебную задачу: желание выполнить задачу, поставленную педагогом и понимать то, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;
-обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;
-понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);
-иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;
-делать простой логический вывод;
-копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;
-ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед–назад);
-механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;
-находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;
-хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании;
- уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.

Мотивационная готовность к школе.
Это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками.

Психологическая готовность к школе.
Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Созревание эмоционально – волевых процессов (способность делать не только, что хочу, но и то, что надо; не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно; умение сосредоточиться, управлять эмоциями; адекватная самооценка, положительный образ себя).
Умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения со взрослыми и другими детьми.

Навыки первоклассника:
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
- причёсываться (своей расчёской);
- мыть ноги перед сном тёплой водой;
- утром и вечером чистить зубы; 
- при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
- пользоваться носовым платком; 
- быстро одеться, раздеться, убрать постель;
- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь; 
- при входе в помещение вытирать обувь;
- переодеваться в домашнюю одежду и обувь; 
- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью

 

 

Возрастные особенности детей 10 - 12 лет

  Возраст 10–12 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.

  У них появляется «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. И если пренебрегать этими требованиями, не удовлетворять этим потребностям, у ребенка обостряются негативные черты подросткового кризиса.

   У ребят существует и потребность благоприятного доверительного общения со взрослыми. Если в семье этого нет, дети испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами, возможно любыми способами привлекают к себе внимания, даже негативными, т.к. им не хватает родительского внимания и тепла.

 В этот период происходит бурное и неравномерное физическое развитие: ускорение роста, несоответствие роста сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные нарушения: потемнение в глазах, головокружения, головные боли.

 Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания)

А также происходит нарушения со стороны нервной системы:

• Повышенная возбудимость,

• Вспыльчивость,

• Раздражительность,

• Склонность к аффектам

 Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

Вы, родители, должны знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия.

Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток обязательно станет делиться своими проблемами.

Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь   

Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

 
сайт создан ТГ Дизайн вовремя